Последствия вступления России в ВТО не были просчитаны, юристы для международного арбитража не были подготовлены.
В ВТО вступают государства, которые производят готовые товары, но Россия вступила в ВТО вопреки логике, в тот период, когда готовых товаров страна не экспортировала. В 2012 году экспорт продовольственных товаров составлял 16,7 млрд долл., текстиля — на 770 млн долл., вооружений и транспортных средств — на 26,5 млрд долл. Эти объёмы с небольшими колебаниями сохранились до 2016 года. В таком случае, какова же роль ВТО, если экспорт не увеличился?
С 2012 года выпуск промышленной продукции только уменьшался. Ежегодно закрывалось около 400 промышленных предприятий. А потом приступили и к ликвидации малого и среднего бизнеса. В 2016 году была создана корпорация по оказанию помощи малому и среднему бизнесу, которая «помогла» сократить количество предприятий на 1,8 миллиона.
Начиная с 2012 года идёт планомерное замедление роста экономики, который к 2015—2016 годам достиг отрицательных значений. Промышленный рост также перешёл в стадию падения.
ВТО предоставляла экспортные субсидии в сельском хозяйстве производителям мяса, молока и зерна, но Россия не могла ими воспользоваться, поскольку не является экспортёром такой продукции, кроме зерна.
Правила ВТО обязывают РФ выравнивать тарифы на услуги естественных монополий до уровня других членов ВТО как скрытое субсидирование своих производителей, что наказуемо большими штрафами. Чтобы не попадать под штрафные санкции, в стране планомерно год за годом начали подниматься тарифы на топливо, коммунальные услуги, отменили их субсидирование и дотирование, увеличили прямые сборы и косвенные налоги.
За 5 лет примерные потери народного хозяйства от вступления в ВТО, исходя из расходов федерального бюджета, следующие:
— по национальной экономике 222,1 млрд руб.;
— по ЖКХ 80,4 млрд руб.;
— по здравоохранению 134,2 млрд руб.;
— обслуживание государственного и муниципального долга в силу снижения пошлин за счёт компенсации государственными и муниципальными займами — 134,6 млрд руб.
Таким образом, исходя из бюджетных расходов, ориентировочные потери от членства в ВТО в разрезе бюджетной поддержки составляют 871,3 млрд руб.
Исходя из реальности экономической стагнации при ВВП в 86 трлн руб. в 2016 году, потери оцениваются в 4,6% ВВП.
Эксперты аналитического центра ВТО-информ с учётом межотраслевого и мультипликативного эффекта оценивали потери в добавленной стоимости российской экономики к 2020 году за 8 лет членства в 12—14 трлн руб.
Дополнительно к этому при введении Россией утилизационного сбора на импортные машины ВТО заставила распространить этот сбор и на отечественные.
Очевидных выгод от присутствия России во Всемирной торговой организации нет. Кроме того, введение экономических санкций в отношении РФ говорит о том, что ВТО не защищает страну от произвола международной олигархии и политических инсинуаций. Так, специальный докладчик ООН по правам человека Идрис Джезайри, занимающийся вопросами негативного воздействия односторонних принудительных мер, назвал сумму потерь российской экономики от санкций в 52—55 млрд долл.
Таким образом, потеряли в два с лишним раза больше, чем ожидали выиграть.
Более того, ВТО используют как инструмент давления на Россию и подают иск в международный суд о взыскании штрафа в размере 1,39 млрд евро в год за введённое эмбарго на свинину. Подобный штраф аннулирует все преференции, полученные из ВТО Россией, как используемые, так и неиспользуемые. А в январе 2022 года Евросоюз подал в международный суд иск на взыскание с России 290 млрд евро за причинение вреда своей экономике российской политикой импортозамещения. В этом случае выход из ВТО необходим и неизбежен.
Кроме того, с 28 февраля 2022 года США и Евросоюз блокировали счета российского ЦБ. На эту дату резервы ЦБ составляли 643 млрд долл. Из этой суммы только 132 млрд долл. в золотых слитках находится в России и 30 млн долл. — в резервах МВФ, которыми можно пользоваться. Всего — 162 млрд долл.
Отключена SWIFT — международная система передачи финансовых сообщений. Пластиковые карты работают только внутри страны.
Наша отечественная СПФС (система передачи финансовых сообщений) работает только в России, Белоруссии, Армении и Кыргызстане. Наши основные банки — Сбербанк, ВТБ, «Открытие», Совкомбанк, Новикомбанк и другие — под санкциями и через них транзакции проводить нельзя.
Расторгаются международные договоры на поставку оборудования, поскольку она запрещена, а оплату осуществить невозможно. Из 12 иностранных автозаводов 8 остановлены. 328 иностранных компаний полностью прекратили работу. 74 иностранные компании остановили работу частично. Кроме того, 502 российских магазина приостановили работу по решению испанской компании Индитекс, которая владеет шестью брендами.
200 000 сотрудников потеряли работу. К концу 2022 года безработица может достичь 5,5 млн человек. 768 российских самолётов были зарегистрированы на Бермудах и у них отобрали регистрационные документы. Ещё 520 российских самолётов иностранных лизингодержателей запрещены к использованию из-за санкций.
Главная привилегия члена ВТО — режим благоприятствования в торговых отношениях, прекращён Евросоюзом, Японией и США. Тогда для чего это членство нужно?
Последствия выхода из ВТО не скажутся негативно на экономическом развитии России. Во-первых, страна перестанет платить членские взносы в ВТО и сохранит их в бюджете. Членские взносы привязываются к доле страны в мировой торговле. Такой подход не создаёт стимулов к расширению производства страной, так как чем больше продаёшь, тем больше платишь. В условиях отечественной действительности важно развивать собственные производительные силы без формальных ограничений.
Во-вторых, на международном рынке Россия станет торговать по правилам ВТО, при этом не будет попадать под санкции этой организации.
В-третьих, правила ВТО не будут тормозить развитие отношений в Таможенном союзе и Евразийском союзе. Россия будет свободна в выборе ввозных и вывозных таможенных пошлин, а внутреннее ценообразование не надо будет согласовывать с ВТО и зарубежными партнёрами. При выходе из ВТО Россия получает национальное регулирование пошлин для ввозимых и вывозимых товаров, оформляя протокол изменений к договору о Евразийском экономическом союзе (ст. 115).
При этом никаких не взятых на себя обязательств наша страна нести за других не будет.
В итоге Россия ничего не потеряет, а, наоборот, приобретёт свободу в экономической деятельности, которая послужит ускоренному развитию страны и её экономики.
Минэкономразвития полагает, что выход из ВТО чреват потерей возможности оспаривать торговую политику третьих стран. Разрешение торговых споров — одна из важнейших функций ВТО. В споре DS512 против Украины Россия смогла оправдать запрет украинского транзита в качестве меры защиты национальной безопасности; в спорах с ЕС по «энергокорректировкам» (DS494) и третьему энергопакету (DS476) получила от третейской группы подтверждение несоответствия европейских мер правилам ВТО. К сожалению, добиться отмены этих мер к настоящему моменту не удалось из-за коллапса Апелляционного органа ВТО, но надежда на скорое восстановление его работы по-прежнему остаётся.
Вот и все возможности! Но разве они адекватны потерям, указанным выше? Сейчас ситуация усугубилась беспрецедентными санкциями и произволом со стороны США и Евросоюза и полным бездействием ВТО.
Вот поэтому КПРФ выдвинула инициативу выхода из ВТО, организации, которая ничего не даёт стране, не защищает её от произвола США и Евросоюза, но в которую постоянно нужно платить немалые членские взносы и оплачивать её штрафы. Ну и зачем России всё это?
Николай АРЕФЬЕВ, член Президиума, секретарь ЦК КПРФ, первый заместитель председателя комитета ГД по экономической политике.