Так вот, мы полагаем, что сейчас самое время проанализировать наше законодательство относительно того, насколько оно соответствует высоким демократическим стандартам.
Вообще, ради справедливости стоит отметить, что некоторые страны и сами давали повод для таких событий. Почему? Потому что некоторые режимы не допускали, действительно, сильных кандидатов, действительно, ставили кандидатов не в равные права, действительно, подсчет голосов был непрозрачный.
Давайте посмотрим, что с нашим законодательством.
Я бы хотел обратить внимание на пять основных пунктов.
Первый. Это формирование участковых избирательных комиссий.
Именно в участковых избирательных комиссиях происходит голосование избирателей, именно там ведётся подсчёт голосов. Это один из важнейших элементов всего избирательного процесса.
Так вот, в этом году, в начале лета, завершилось формирование участковых избирательных комиссий по всей стране.
Впервые представителям нашей партии было отказано. Тысяча наших представителей не попали в состав участковых избирательных комиссий. Массовое нарушение прав. Почему? Потому что ещё весной Центральная избирательная комиссия приняла постановление, согласно которому территориальные комиссии могут отказывать в том числе парламентским партиям в том, чтобы они направляли своих представителей. На каком основании? А списка оснований вообще не существует. Просто по собственному усмотрению.
Например, у нас есть ответ из Центральной избирательной комиссии о том, что нашим кандидатам отказывали, например, по причине того, что наш кандидат живет от избирательного участка на расстоянии 12 километров, а тот человек, которого включили, на расстоянии 5 километров.
На наш взгляд, это узаконенный произвол, по-другому это назвать нельзя.
В прошлом году был вообще исключён такой институт очень важный как члены комиссии с правом совещательного голоса. Сейчас нас лишили ещё и членов комиссии с правом решающего голоса.
Безусловно, мы будем судиться с этим произволом. Этого допускать нельзя.
Второе — это выдвижение кандидатов. В прошлом году парламентское большинство приняло поправки в закон, когда на усмотрение избирательной комиссии, она может запрашивать вообще какие угодно документы у партии, которая выдвигает кандидатов. У кого-то (причем могут делать это произвольно), у кого-то они могут вообще ничего не спросить, а у кого-то, как у нас, например, они запрашивают в том числе и те документы, которые даже не относятся к избирательному процессу. Наказание за непредоставление этих документов только одно — это отказ в регистрации кандидатов. Что это как не узаконенный произвол?
Третье — это агитационный период. В нашем законодательстве очень тонкая грань между тем, что такое агитация и что такое информирование избирателей.
Вот прямо сейчас у нас в Иркутской области проходит автопробег. Он ежегодный, традиционный, ничего в этом особенного нет. Но в этом году там также проходят выборы в законодательное собрание.
И избирательная комиссия предупредила наши региональные отделения о том, что, если в ходе этого мероприятия будут продемонстрированы флаги нашей партии, то это будет считаться агитацией. Не раздача агитационных материалов, не призывы голосовать, а просто демонстрация партийной символики будет считаться агитацией. А то, что касается представителей партии большинства, партии власти, то они не сходят с экранов телевизионных, но это считается информированием избирателей.
По сути, сегодня существует запрет на встречу с избирателями, необходимо подавать уведомление заранее о том, что будет публичное мероприятие. И нам, например, очень часто отказывают в проведении встреч с избирателями. Представители партии власти спокойно проводят так называемые праздники двора и тому подобные.
Также нашим кандидатам не дают выдвинуться, допустим, в губернаторы, поскольку необходимо собрать муниципальный фильтр. Вот мы — парламентская партия, за нас голосуют миллионы наших избирателей каждый год, но мы должны упрашивать территориальную районную избирательную комиссию, чтобы наших представителей включили в состав УИК, а также просить других депутатов, чтобы наши кандидаты были выдвинуты на выборы губернатора. Это абсолютно узаконенный произвол.
Кроме того, четвёртое, это сами дни голосования. Обратите внимание, трёхдневное голосование было введено, когда у нас была пандемия, и это обосновывалось тем, что нельзя на одном избирательном участке чтобы скапливалось такое большое количество людей, давайте сделаем в три дня. Пандемии уже нет, количество избирателей, приходящих на избирательные участки, снизилось, по сравнению с тем, когда был один день голосования. Давайте вернём единый день голосования. Мы не говорим уже о том, что происходит с бюллетенями в ночь с пятницы на субботу, с субботы на воскресенье, когда у сейфов, где хранятся бюллетени для голосования, вываливается дно. Что там делают с сейф-пакетами и так далее?
Могу отметить очень важный момент, что на избирательном участке, по сути, сегодня запрещена видеосъёмка. Теперь этим обладают только журналисты, а, например, если наблюдатель будет снимать, делать запись того, как вбрасывают бюллетени, или снимать другое нарушение на избирательном участке, то эту видеозапись могут даже не принять в суде, потому что она сделана незаконным способом, потому что для этого нужно иметь удостоверение журналиста и заранее подавать уведомление. Что это, как неузаконенный произвол.
Пятое — это дистанционное электронное голосование, когда мы не можем вообще никак верифицировать те данные, которые нам даёт экран компьютера. Грубо говоря, утром нам говорят: результаты вот такие. Проверить эти результаты невозможно, нет системы наблюдения, нет системы контроля за дистанционным электронным голосованием.
На наш взгляд, всё это не очень хорошо отражается на прозрачности и демократичности наших выборов. Наш лидер, председатель нашей партии Г еннадий Андреевич Зюганов неоднократно говорил о том, что избирательная система срочно нуждается в ремонте. Зачем нам подставляться перед нашими же избирателями, которые уже видят и будут еще наблюдать этот произвол? Это отрицательно влияет на доверие наших избирателей к избирательной системе.
Со своей стороны мы предложили принять избирательный кодекс, который устраняет все эти недостатки в избирательной системе и делает выборы прозрачными и равноправными.
Вот мы неоднократно слышали о том, что демократия — это, прежде всего, процедуры, нормы и правила. Конечно, с этим нельзя не согласиться, так оно и есть на самом деле. Так вот, что касается избирательного законодательства, то у нас на сегодняшний день процедуры абсолютно непрозрачные, нормы действуют выборочно, а правила вообще, по сути, не установлены, потому что они меняются ежегодно. Каждый год устанавливаются какие-то новые правила.
Хотел бы отметить о том, что наша партия, наша фракция настаивает на том, чтобы выборы проходили честно, прозрачно, чтобы были допущены все кандидаты на эти выборы, уж, по крайней мере, от парламентских партий точно, я имею в виду выборы, прежде всего, губернаторские, чтобы не чинили препятствия, чтобы была возможность равной агитации всех кандидатов, а не так, как это происходит сегодня — одним предоставляется телевизор, сколько хочешь, другим нельзя даже показать свою партийную символику. На выборах должен побеждать сильнейший, а не тот, кого определит избирательная комиссия или прокурор.
Мы в прошлом году сталкивались с серьёзными препятствиями, не только в прошлом году, а вообще за прошедшие годы с серьезными препятствиями со стороны избирательных комиссий.
Сегодня, когда весь мир будет смотреть на выборы лидера нашей страны, на выборы президента, нам необходимо сделать эти выборы максимально прозрачными, честными, чтобы ни у кого даже не возникло сомнений в том, что тот, кто избран на эту высокую должность, получил власть от народа, получил мандат от народа, и выборы прошли честно и справедливо.
Спасибо за внимание.