14.08.2023
ЗИЛ: вернём москвичам будущее
Власти есть что положить в свою копилку. Однако вектор развития, нацеленный на комфорт, понимаемый утилитарно как развитие сферы услуг, начал деформировать не только духовную, но и экономическую составляющую жизни большого города. На каждом шагу в Москве можно видеть торговые комплексы, рестораны, кофейни. Тут и там постоянно обновляются бордюры и плитка, возникают новые элитные жилые комплексы. И все бы ничего, вот только неужели кроме как этого москвичей ничего не волнует? Да, жителей Москвы волнуют градостроительные проблемы, экология, вопросы социальной сферы. Однако среди наиболее актуальных проблем, москвичи все чаще называют экономику, состояние промышленного и научного потенциала своего родного города.
3 августа Леонид Зюганов, председатель Комиссии по науке и промышленности Московской городской Думы по просьбе москвичей вместе с представителями Компартии, Моссовета, Левого Фронта и ВЖС «Надежда России» провел инспекцию на территории бывшего завода ЗИЛ.

Судьба промышленных предприятий Москвы мало отличима от судьбы промышленного комплекса России. За 30 лет, с 1991 года, столица утратила около 4/5 своего промышленного потенциала. Если в 1980 году в обрабатывающей промышленности города было занято 1 млн 800 тыс человек, то к 2023 году, при том, что численность населения мегаполиса удвоилась, здесь работают втрое меньше — около 500 тысяч.

Не избежал печальной участи и такой гигант общесоюзного, да что там — общемирового масштаба как ЗИЛ. Без преувеличения, сегодня он является одним из ярчайших наглядных примеров плодов промышленной политики, проводимой властями города в течение последних десятилетий.

Завод АМО — первое автомобилестроительное предприятие в Российской империи и СССР, основанное как «Товарищество на паях автомобильного Московского общества» — был основан в 1916 году в рамках правительственной программы создания в России автомобильной промышленности. Но, не введенный в эксплуатацию, на годы превратился в крупные ремонтные мастерские.

Первый полуторатонный грузовик АМО-Ф-15 был собран на заводе в ночь на 1 ноября 1924 года. А уже через несколько дней, 7 ноября колонна из десяти таких автомобилей приняла участие в параде по Красной площади.

В 1925 году завод АМО переименовали в 1-й Государственный автомобильный завод. А в 1927 году его директором был назначен Иван Лихачёв. Менялось название завода — ЗИС, ЗИЛ, однако его производительность неизменно возрастала. В общей сложности с 1924 по 2009 год завод произвёл около 8 млн. грузовых автомобилей, 40 тыс. автобусов и 12 тыс. легковых автомобилей. Кроме того, в 1951—2000 годах на нём было изготовлено 5,5 миллиона бытовых холодильников и более трёх миллионов велосипедов. На экспорт в 51 страну мира он поставил свыше 630 тыс. автомобилей.

В 1954 году на заводе было создано Специальное конструкторское бюро, благодаря работе которого на свет появились десятки экспериментальных конструкций автомобилей, вездеходов и бронетехники. ЗИЛ являлся пионером применения в российском автомобилестроении многих конструктивных новинок.

В 1980-х годах на ЗИЛе работали около 80 тысяч сотрудников, а с его конвейера сходило более 800 тысяч грузовиков в год.

После разрушения СССР завод, хоть и не в прежних объемах, но все же продолжал работу. Серийное производство грузовых автомобилей на нем было прекращено в 2014 году, когда Правительство Москвы, владеющее основным пакетом акций ОАО «ЗИЛ», приняло решение о закрытии завода и строительстве на его месте жилого комплекса и спортивного квартала.

Но небольшое производство еще существовало до 2016 года. Теперь на гигантской территории, которую москвичи в своё время называли «городом в городе» от былого мощнейшего производства не осталось ничего.

Уничтожено не только производство. Вслед за ним пришёл черед уничтожения и памяти о нем! Сегодня когда особенно остро стоит вопрос патриотического воспитания, именно такое предприятие как ЗИЛ даёт великолепную фактуру и о трудовых, и о научных подвигах, и о героизме, проявленном рабочими завода на поле боя. Вот он — пример. Берите!

Но нет! До патриотизма ли, если появляется возможность комплексного коммерческого освоения гигантской территории!

На бывшей промышленной территории завода ЗИЛ сегодня реализуется сразу несколько комплексных проектов. Значительную часть гигантской промышленной территории завода занимает жилой комплекс Зиларт. Отнюдь не социально значимый. Некоторое время назад, рекламируя квартиры продавцы сообщали что минимальная цена квартиры в нём составляет около 12 миллионов рублей. Средняя — 28,1 миллиона рублей при площади квартиры около 67 квадратных метров.

Кое-где, на этой громадной территории в излучине Москвы-реки, еще сохранились остатки заводских корпусов и административных зданий — своеобразные «островки»…

Памятник Ленину, некогда установленный на центральной заводской аллее, теперь оказался на одной из улиц Зиларта. Вместо «будней великих строек, веселого грохота, огней и звонов», вместо «страны героев, мечтателей и ученых» его окружают чахлые деревца и уже проданные или находящиеся в процессе продажи коммерческие жилые метры.

Расположенный поблизости Монумент героям-автозаводцам в результате формально выполненного межевания оказался на территорию школы. Подойти к нему, чтобы склонить головы перед памятью павших, нельзя. Более того, он наполовину скрыт глухим забором. Вроде бы вопрос с демонтажем закрывающих его панелей решается. Но разве не понятна абсурдность подобного «решения»?! Вель свой вклад в Победу 1945 вносили не только выпущенные заводом автомобили, непосредственное участие в боевых действиях принимали около 60 тысяч его сотрудников!

Разгромлен Музей истории АМО ЗИЛ. Когда-то в шести его залах было представлено около 3000 экспонатов и свыше 10 000 различных документов.

Периодические издания, дневники, фотографии, плакаты, удостоверения, знамена, масштабные макеты автомобилей, станки, холодильники, образцы вооружений, бюсты передовиков производства, стенды — доски почета… Находился в музее и мемориальный кабинет Ивана Лихачева…
Располагался Музей истории АМО ЗИЛ в историческом здании бывшего заводоуправления 1916 года постройки.

Поделиться в соцсетях:
Made on
Tilda