Сегодня единственная надежда на выход из сложившегося положения — ожидание законодательных поправок по упрощению регистрации препаратов с заменёнными компонентами, а также о разрешении регистрации в России лекарств, не прошедших клинических испытаний на её территории. Так как большинство фармкомпаний приостановили в России медицинские исследования новых препаратов от онкологических заболеваний, это делает практически недоступными российским пациентам новейших лекарств.
А тем временем из аптек и больниц периодически стали исчезать уже не только оригинальные западные онкопрепараты, но зачастую и российские дженерики. Наиболее частые объяснения этому — проблемы с иностранными субстанциями, которые входят в эти «российские» препараты.
Что интересно, дефицит лекарств резко обостряется в конце года. Причём сразу везде: и в аптечной сети, и в льготных аптеках, и в стационарах. Впрочем, ларчик открывается просто — ответ кроется в до боли знакомых словах: «неэффективность управления». В данном случае: неэффективность планирования закупок, когда препараты как бы есть, мало того, по всем официальным сообщениям их вполне «достаточно», но региональные чиновники год назад запланировали бюджеты на их закупку, исходя не из прогноза роста заболеваемости, а, не напрягая своих интеллектуальных сил, просто из показателей прошлых лет. Региональные чиновники, боясь предполагаемых затрат бюджетных средств, предпочитают оставить своих больных к концу года без лекарств, нежели с их излишками, а значит, перерасходом. Усугубляет положение неповоротливость бюрократических предписаний, когда у местных властей практически нет возможности прямо передать образовавшиеся излишки препаратов туда, где наблюдается их дефицит. И поэтому, когда в одних регионах списываются лекарства по истечении срока годности, в других пациенты страдают от отсутствия этих же самых лекарств.
Таким образом складывается неравенство лекарственной доступности для пациентов в зависимости от места их проживания. Просто деньгами проблему не залить. В этом году только на закупку противоопухолевых препаратов должно быть выделено из федерального бюджета 140 млрд рублей. Плюс к этому дополнительные объёмы медицинской помощи, не включённые в базовую программу ОМС, могут устанавливать субъекты РФ.
Но объём финансирования везде разный: по данным аналитического центра Vademecum, больше всего собственных средств на онкопрепараты потратил Ямало-Ненецкий автономный округ — 29% от общего объёма денег из всех источников, потраченных в регионе на химиотерапию. Далее следуют Курская область (26%) и Ханты-Мансийский автономный округ (24%). А есть регионы, где бюджет почти не дотирует лекарства, как, например, в Нижегородской области (0,2%). Спрашивается: чем хуже ямало-ненецкого жителя больной онкологией нижегородец?
Фармацевты и врачи прогнозируют риск дальнейшего вымывания с отечественного аптечного рынка дорогих импортных онкопрепаратов и перебои с дженериками.
Запутанный клубок проблем, как внешней политики — неясность с санкционным режимом и возможной логистикой, так и внутренней бюрократической неразберихи, приводит к тому, что ход лечения сложнейших, смертельных заболеваний становится просто непредсказуем для рядового пациента.