— Прежде всего, надо отметить, что в различных ведомствах до сих пор нет единого понимания: что такое эти «кризисные центры»? Прежде чем говорить о едином федеральном стандарте оказания поддержки людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, надо понимать: какая это категория людей?
А, во-вторых: эти люди должны иметь возможность, независимо от того где они проживают, получить эту поддержку.
Сегодня Минздрав говорит о том, что «кризисный центр» — это женская консультация. А у нас разве только беременные женщины находятся в трудной жизненной ситуации? А человек, потерявший работу, человек, который потерял жильё? А пожилая женщина, которую бросили дети, лишили ее жилья и имущества?
Так что это более комплексная проблема. Понимание «трудной жизненной ситуации», повторюсь — проблема очень широкая. И термин «люди, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации» пополняется новыми категориями населения.
Вот, например Минпрос понимает это, как выпускники детских домов, а для Минздрава — беременные женщины. Минтруд считает, что это безработные, находящиеся в поисках работы, а МВД или ФСИН — те, кто вышел из мест заключения.
Поэтому, нам надо определиться с тем, что такое «трудная жизненная ситуация». Я привела и такой пример: человек в результате природного катаклизма (например, весеннего наводнения в Оренбургской области) лишился жилья и оказался в трудной жизненной ситуации. И ему нужна помощь психолога: ведь это страшная трагедия, у него депрессия. Ему также нужна и материальная помощь.
Согласно закону о разграничении полномочий, меры социальной поддержки людей, оказавшихся в подобном положении — это региональные полномочия. Но, я полагаю, что нам нельзя сегодня обременять регионы мерами социальной поддержки людей, оказавшимся в трудной ситуации.
И на круглом столе мы услышали: даже Москва с богатым бюджетом, и то у них один большой центр, два филиала, остальные — созданы некоммерческими организациями. И это благополучный показатель. А в других регионах и этого нет: в настоящее время в Российской Федерации всего 16 бюджетных кризисных центров и 45 центров (и их подразделений).
При этом наборы представляемых услуг, видов помощи, условий пребывания в центрах могут значительно отличаться. Поэтому, я считаю, необходимо чтобы в каждом субъекте РФ (а у нас их 89) был такой государственный бюджетный кризисный центр.
* * *
В результате обсуждения, участниками «круглого стола» была заявлена необходимость консолидации усилий органов публичной власти для совершенствования законодательного регулирования деятельности кризисных центров и увеличения их числа. Для чего была озвучена необходимость мониторинга законодательства субъектов РФ с целью выявления оптимальных механизмов функционирования кризисных центров.
Заинтересованным министерствам и ведомствам (Минтруд, Минпросвещения, МВД и др.) было решено предложить проанализировать лучшие практики оказания помощи гражданам, находящимся в трудных ситуациях, разработать проект Концепции совершенствования деятельности центров помощи, и затем представить его в Правительство Р Ф.
Кроме того, указанным ведомствам было решено предложить разработать и утвердить единый федеральный стандарт центра помощи гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, и внедрить единую информационную страницу на сайте Госуслуг.
Также указанным выше ведомствам и органам государственной власти субъектов РФ было предложено разработать механизм для поддержки НКО, оказывающих помощь гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации.
И, кроме того: создать Межведомственную рабочую группу для разработки алгоритмов взаимодействия при оказании помощи гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации. А также — разработать и ввести в программу высших учебных заведений курс «Специалист кризисного центра».