Также мы поддерживаем особое внимание, которое в новом бюджете проявлено по отношению к развитию промышленности и достижению технологического суверенитета, особенно расходы на станкостроение, развитие беспилотных авиационных систем, новые атомные энергетические технологии, поддержку сельских территорий, сельскохозяйственное машиностроение и другие приоритеты. Это те меры, о необходимости которых мы многократно говорили с этой трибуны, и это то, чего мы добивались многие годы.
В целом по итогам второго чтения мы хотим отметить конструктивную работу всех депутатов всех фракций, не буду останавливаться, все видели поправки, и деньги пойдут на благое дело.
Вместе с тем мы не можем не отметить системные проблемы, которые перекочевали в новый бюджет, и на устранении которых мы также настаиваем многие годы. Конечно, мы не поддерживаем сохранение текущей версии бюджетного правила, которое создаёт условия для изъятия из экономики части доходов от нефтегазовой отрасли. Уже сама жизнь показала, что госзаказ, вложения в промышленность и реальное производство дают огромный эффект для экономики, но мы продолжаем складировать деньги на счетах в банках и в иностранной валюте.
Мы снова видим в действии демпферный механизм, теперь уже 4 триллиона в год предлагается отдавать нефтепереработчикам. Нам неоднократно говорили, что демпферный механизм нужен для того, чтобы сдерживать цены на бензин в рознице, при этом за последние три года цена на самую народную марку 92-го бензина выросла почти на 16 процентов, а на дизель, который имеет критическое значение для народного хозяйства, — на 30 процентов. По прогнозам в 2025 году цена на бензин может вырасти ещё на 16 процентов. Получается, что мы даём миллиарды на поддержку наших сельхозпроизводителей, но они съедаются ростом цен на ГСМ, при этом мы платим триллионы нефтяным компаниям. И логику этой политики понять сложно. К слову, 4 триллиона рублей, которые получают нефтепереработчики, это больше половины от всей программы социальной поддержки населения.
Ещё одна проблема — высокая ключевая ставка Центробанка. Не буду здесь останавливаться на тех огромных проблемах, которые она создаёт для реального сектора экономики, скажу лишь, что повышение ставки не единственный способ обуздать инфляцию.
Те же бюджетные инвестиции в промышленность позволяют справиться с дефицитом товаров и снизить инфляционное давление. Мы видим, что это работает и не понимаем, почему нельзя усилить эту работу.
Можно пересмотреть таможенную внешнеэкономическую политику, наконец, ничего не мешает ещё быстрее наращивать производство станков, промышленных роботов, разработку новых технологий для повышения производительности труда. Эти меры есть в бюджете. Мы приветствуем рост расходов на них и поддержим их расширение. Но конкретно для бюджетного процесса высокая ставка создаёт риск роста количества долгостроев и недостроев в регионах.
Нам многие субъекты Федерации говорят о том, что заложенных в их программах развития средств не хватает на достройку школ, больниц, детских садов, потому что стоимость кредита выросла, подрядчики банкротятся, растут риски невыполнения обязательств. Мы соответствующие меры предлагали, но, к сожалению, не были услышаны. При этом на вопрос, что будет со ставкой в следующем году, мы слышим, что если инфляция остановится, то ставка будет снижена. А если не остановится? Тогда мы увидим недостроенные школы и больницы.
Отдельно отмечу налоговую политику в связи с бюджетной. Да, нагрузка на сферу богатых выросла, и мы это приветствуем. Но тут же, например, выросла и нагрузка на всех владельцев автомобилей. Автомобиль уже давно не роскошь, а необходимость. Собирать с людей по полмиллиона за дешёвое китайское авто, которое когда-то потом будет утилизировано, это явный перегиб. Да, это даст триллион рублей в бюджет, но за это заплатят в первую очередь обычные граждане, а вслед за ними и бизнес. Сегодня мы соберём триллион, а завтра мы его потеряем в виде недополученных налогов с бизнеса. Мы не можем с такой политикой согласиться.
Что мы предлагаем. Мы столкнулись с историческим вызовом, который бросает нам Запад, и мы убеждены, что без мощного социально-экономического фундамента невозможно рассчитывать на успешное решение задач и на передовой, и в тылу. Для этого необходимо сформировать новую налоговую бюджетную политику. Решение простое, но требует политической воли. Нам нужно решить три задачи: первая — мобилизовать ресурсы, вторая — сплотить общество и третья — чётко определять приоритеты и подбирать кадры, способные их реализовывать. Для этого нам нужен не просто бюджет, а бюджет победы, включающий в себя в том числе и 12 законопроектов, подготовленных нашей партией, и которые дадут прирост федерального бюджета минимум на треть.
Наша цель — это максимально сбалансировать бюджет, чтобы обеспечить и рост расходов на экономическое развитие, и затраты на социальную сферу, и сбережение народа. Для этого необходимо увеличить расходы на повышение качества здравоохранения и образования, на укрепление отечественной науки и технологический прорыв, на поддержку национальной культуры и патриотического воспитания подрастающего поколения. Это те важнейшие задачи, которые сформулированы в Послании Президента этого года и стратегическом майском указе.
Мы готовы к совместной работе и к диалогу в конструктивом ключе для поиска дополнительных источников доходов и перебалансировки расходной части бюджета в будущем. Сегодня наша фракция воздержится при голосовании по бюджету на 2025 год и плановый период 2026 и 2027 годов в третьем чтении. Спасибо. (Аплодисменты.)